Сегодня, о необходимости занятий спортом детям с РАС, рассказывает тренер «Школы единоборств» Кондрикова Наталья Олеговна. «У детей с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.
Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений.
Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей.
Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным «агентом социализации» личности.
Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.
Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:
• развитие имитационных способностей (умения подражать);
• стимулирование к выполнению инструкций;
• формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
Занятия имеют направленность на следующие классы действий:
• действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
• действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле — ползание, ходьба, бег, прыжки;
• точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.
• Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.
Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.
Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.
Наряду со специальными занятиями по психомоторной коррекции и развитию двигательной сферы детям с расстройствами аутистического спектра рекомендуются занятия адаптивным спортом.»
Методические основы и базовый комплекс упражнений для увеличения физической активности детей и подростков с РАС Вы сможете найти в книге Дэвида Геслака «Адаптивная физкультура для детей с аутизмом».
Чтобы записаться на тренировку к Н.О.Кондриковой, звоните по телефону: 8 916 622-68-14